Сегодня первый день спустилась в метро. Знала, что будет беспокойно, но не знала, что настолько.
Заходишь в вагон и понимаешь, что на тебя смотрят все...все так и ждут, как ты сейчас расстегнешь пальто, а там у тебя пояс шахида. И я прекрасно всех понимаю...я сама сидела и чуть ли не дрожала от мысли "лишь бы доехать нормально". Каждые две минуты все осматривают вагон, выискивая хоть чем-то подозрительных личностей, все шарахаются от лиц кавказкой национальности, все вздрагивают от любого шороха. Людям страшно. Они все в напряжении. В совершенно диком напряжении. И просто сердце сжимается, когда в вагон заходит кто-то хоть подозрительный. Или вот стоишь на платформе, подъезжает поезд и ты шарахаешь от дверей...Думаешь, а вдруг ещё что-то будет? И внутри все бешено колотиться, проходит дрожь. И мысль остается одна "бежать отсюда". Помогает только включать разум. Понимаешь, что нельзя вечно бояться. Понимаешь, что не сможешь постоянно сидеть дома. А главное, понимаешь, что сейчас как раз самое безопасное время...и впадать в панику нельзя, только хуже будет. Вот тогда уже начинаешь успокаиваться и ближе подходить к дверям.
А ещё я заметила, что страшно ехать только в центр. Ну и по самому центру ездить тоже страшно. Знаешь, что здесь большое скопление народу, кажется что вот-вот снова что-то произойдет. Но как только выезжаешь за кольцо, так сразу легче становится и страхи уходят. Уже нет чувства опасности. И сердце восстанавливает ритм. И напряжение спадает. ну кто будет взрывать метро на окраинах? никто.
так вот...спустились мы в метро, зашли в вагон. все смотрят, бегают глазами. садимся с Ксюшкой рядом с дверьми. Возле Ксюхи сидит гопо-подобный молодой человек: джинсики, курточка непонятная, лицо само по себе настораживающее, за ухом сигарета. Внезапно подскакивает и отходит к дверям (поезд только отъезжает, платформа с противоположной стороны). Мы с Ксюхой переглянулись, промолчали. Сидеть у дверей, кстати, тоже страшно. Особенно после того, как уже видел фотографии с происшествия. То, как люди, в неестественных позах раскинулись на сиденьях, как разорвало одежду, как изуродовано лицо и тело...сдвинулись на одно сиденье, к середине. Через остановку молодой человек так же внезапно плюхается на мое бывшее место и начинается периодически засыпать. Вроде ничего такого, а у меня в этом время бешено стучало не только сердце, но и все тело. Вышли на киевской. Перешли на кольцевую. Ждем поезд, все постоянно оглядываются, смотрят по сторонам. Сзади подходит семейная пара, наверное, кавказцы - мужик с большой черной спортивной сумкой и женщина, предположительно с ребенком, хотя больше это было похоже на непонятный сверток, т.к. слишком тихо для грудного ребенка. Ну, естественно, что мы сделали? правильно. ушли подальше. Вообще правильно мне тут кто-то сказал, что садиться надо в первые вагоны. там и народу всегда меньше и милиция почему-то сосредотачивается очень часто именно в начале поезда. на октябрьской вышли, доехали до китай-города. там мы хотели в ресторане посидеть, но настолько кусок в горло не лез, что быстро ушли оттуда. поехали на лубянку.
Вот тут мне стало плохо. Не только от толпы людей, не только от огромного количества цветов и свечей...плохо стало, когда я увидела царапины и выбоины на плитке стен. плохо стало, когда увидела замазанное пятно на потолке. плохо стало, когда увидела уже въевшиеся в пол пятная крови. и цветы на рельсах. вот тогда начало доходить, что все это правда. стоишь на станции и фактически видишь, что вот здесь и здесь сидели/лежали окровавленные люди..кто-то живой, кто-то нет...и от этого тяжело. и больно. потому что каждый знает, что такое потерять близкого человека. и действительно подкатывают слезы, когда понимаешь НАСКОЛЬКО это отвратительно, мерзко, подло, бесчеловечно и....и....и слов даже нет на такое. Знаете, внутри смешанные чувства появляются: одно - страх, горе, безмерное сочувствие к родным пострадавших и погибших, а второе - ненависть к тем, кто это совершил. ненависть к тем, кто это спланировал. ненависть к тем, кто рад такому исходу событий. Не просто злость. Именно ненависть и желание уничтожить таких..да даже людьми их нельзя назвать. Твари. Низшие существа. Для них нет понятий семья, любовь, счастье. они даже слова "жизнь" не знают.
Долго находиться на станции невозможно. От неё начинает либо тошнить, либо она засасывает и ты уже не понимаешь, как оттуда можно уйти. Вышли на Лубянскую площадь. На тот самый, так называемый, митинг. Не знаю почему митинг, просто акция. "Без слов". В память о тех, кто погиб.
Вообще-то говорили, что ФСБ запретило его проводить, т.к. массовые мероприятия повышают угрозу теракта. Но разве наших людей остановишь? Конечно нет. Милиции было много. стояли металлоискатели и проверяли всех так, как на день города не проверяли. Сумки осматривали целиком, мужчину, стоявшего передо мной, попросили расстегнуть куртку. На самой акции раздавали бесплатно свечи, стаканчики под них и каждому по 2 красных гвоздики. Я думала, что все это покупать надо будет, а все оказалось...бескорыстно, что ли? Не знаю какое слово подобрать. Люди все приходили и приходили, вся площадь заполнилась. Куча репортеров, очень много фотографов. Передо мной стояла бабушка, так у неё дважды интервью брали. Так же установили большие колонки. Музыка доносилась безумно красивая и, понятное дело, траурная. Ровно в 8 начала говорить девушка. Если честно, то говорила она отвратно. С её резким звенящим голосом можно было такую речь выдать, что всех на слезы бы пробрало, но она говорила..без души. Может по бумажке, может специально заучивала. Не знаю, но мне совершенно не понравилось. Потом прозвенела в колокол (специально установленный) 51 раз (51, я так поняла, - это кол-во человек погибших в терактах нашего метро и сегодня в городе...блин, не помню названия, на букву К начинается, тоже прогремели взрывы. и кажется это число общих погибших). Потом минута молчания. В минуту молчания тяжелее всего почему-то было. Когда огромная площадь, с тысячами людей, у каждого одну руку греет свеча, а во второй две красные тонки гвоздики, когда все молчат и думают только об одном - это действительно пробирает. Мурашки по коже, холодок в теле, но ощущение близости с каждым человек на этой акции. Чувствуешь, что все эти люди - одна большая семья и каждый действительно переживает и сочувствует. Это..необычное ощущение. Даже волнительное в какой-то степени. А после людей пускают положить цветы и поставить свечи. Вот стоит толпа, закрывает кусочек площади, который организован практически как памятник, и тут ты подходишь и видишь это самое место... и красиво, и печально, и трогает за живое конкретно. свечи, цветы, игрушки - и с каждой секундой становится все больше. растет буквально на глазах. И стоишь пару секунд в шоке от такого зрелища, а потом начинаешь тоже двигать, потому что ты здесь не один, есть ещё куча людей, который тоже хотят "отдать честь".
Дальше поехали на "Парк Культуры". Наш поезд шел только до той станции...Вышли. И тоже продрало до костей. Когда-то оцепленная информационная стойка посреди зала со всех сторон обложена цветами, красно-белая лента уже давно истоптана, т.к. валяется на полу. Свечи самые разные - начиная от обычных церковных, просто приклеенных к кафелю, заканчивая фигурками. Очень много цветов. Много людей. Мы тоже там свой малюсенький след оставили - свечку поставили...Ходишь по станции и сердце стучит громко-громко. Когда влюблен и рядом стоит объект твоих мечтаний - сердце гораздо тише. Да и стучит совсем по-другому....И тут по-громкой связи объявляют, что опять поезд дальше не идет, просьба освободить вагоны и отойти от платформы. Знаете, правда пугает, когда несколько поездов не идут дальше практически кольцевой станции. Мысль появляется только одна "что-то опять произошло. теракт". Хотелось выбежать на улицу и ехать по-темноте на автобусах, маршрутках, как угодно, только не на метро. И сердце ещё более бешено колотится. Страшно до безумия. Ощущение, как будто - вот, то, что происходило в понедельник, происходит именно сейчас где-то совсем рядом с тобой. Глушило панику только, что милиция была совершенно спокойна. вряд ли она так же невозмутимо стояла, если бы что-то произошло.
И вот мы едем по нашей ветке, домой...и только в этот момент чувствуешь своеобразное облегчение. Уже не так страшно, нет ощущения опасности. Вот только кажется, что все, что ты сегодня видел, слышал, чувствовал - все это было так давно. Хотя прошло не более получаса. Но нервы начинают возвращаться на нужные места, действительно становится спокойнее. уже не смотришь на всех, как на врагов народа.
Все закончилось. Я еду домой и ничего не случиться. День прожит, все обошлось. Я, мои друзья, мои родные и близкие - все живы и здоровы. И это главное.
Спасибо, что вы есть. Берегите себя.